Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики"

комитета здравоохранения Курской области

Рекомендации по гигиеническому обучению и воспитанию школьников

Здоровье, продолжительность жизни граждан – это визитная карточка любого государства.

Всемирная организация здравоохранения трактует о здоровье как о состоянии полного физического, душевного и социального благополучия, а не только, как отсутствие болезни и инвалидности. По данным этой же организации лишь на 15-20% здоровье человека зависит от медицины, остальные 60-70% от наследственности, условий жизни и работы, поведения, наличия вредных привычек. Поэтому нужно, прежде всего, воздействовать на общечеловеческую культуру, побудить каждого изменить отношение к своему здоровью, к образу жизни.

 

Образ жизни – это способ пользования энергией. И он может быть или навязан, или не навязан.

В современном обществе, где почти две трети суток живет и трудится, короче говоря «крутится» в режиме навязанного образа жизни, организм его работает с большим расходованием суточного запаса биоэнергии. Пополнить запас, компенсировать, хотя бы частично ее перерасход ему позволяет всего лишь одна треть его суточной жизни, именуемой в распространенной терминологии как досуг.

Свой досуг человек может проводить в не навязанном ему режиме и успеть подпитать себя в достаточном количестве биоэнергии, восстановить баланс, равновесие (гармонию) между потреблением и пополнением ее. Как только баланс этот нарушится, появляется сбой в движении энергии человека, и он является причиной появления расстройств в различных функциональных системах. Это стадия функциональных расстройств. На данной стадии развития заболеваний положение еще можно поправить, т.е. устранить нарушения, восстановить нормальную деятельность функциональных систем и предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Но постепенное или продолжительное игнорирование баланса энергообмена, режима труда и отдыха приводит к перенапряжению органов и систем и, как следствие, уже к органическим изменениям.

Прежде чем говорить о здоровье школьника, несколько слов о состоянии здоровья педагога. Ведь здоровье педагога во многом определяет здоровье будущих поколений, так как учитель не только преподает определенный школьный предмет, он является и образцом подражания. На деятельность педагога и ухудшение его здоровья сказывается высокая учебная и психоэмоциональная нагрузка, низкий материальный уровень, хронические заболевания. Проведенное комплексное обследование здоровья педагогов по определенной программе тестирования, анкетирования, учитывая учебную нагрузку, внешкольные мероприятия, проверки домашних заданий, подготовка к следующим урокам, репетиторство и т.д.

Досуг ограничен, домашние заботы. Просматривается следующая картина:

При стаже работы педагога до 5 лет:

- острые респираторные заболевания, нейроциркулярная дистония и кратковременные подъемы артериального давления.

При стаже работы 10-15 лет:

- формирование гипертонической болезни и неврозоподобные реакции.

Свыше 15 лет:

- педагогические кризы (неудовлетворенность результатом своего труда, появление гипертонической болезни).

Что волнует человека когда он думает о своем здоровье? Прежде всего продолжительность жизни и ее качество. На эти вопросы можно ответить, если знать резервы организма и уметь их использовать. Потому что возможности имеют предел, а желания беспредельны. И это базируется на том факте, что жизнеспособность человека зависит не только от условий среды в т.ч. и от социальной, но и так же от адаптационных возможностей человека.

 

Здоровый образ жизни в системе профилактики заболеваний у школьников

(по данным исследований центра охраны материнства и детства

Минздрава Татарстана).

 

За последние десять лет произошло существенное снижение состояния здоровья школьников. За период обучения в школе у каждого второго происходит возникновение хронических заболеваний: в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3-4 раза – органов пищеварения и мочевых путей, в 2 раза нервно-психических расстройств.

Психологические исследования – в конце учебного года состояние тревоги встречалось у 55-60% детей, напряжение 20-50%, эмоциональный стресс 34-40%, утомление – 27-35%.

У старшеклассников инновационных школ – частота заболеваний органов пищеварения и вегетососудистой дистонии – особенно у девушек, снижаются показатели репродуктивного здоровья в части нарушения менструальной функции, а у 12% - хронические гинекологические патологии.

Метод анкетирования по образу жизни: 30% - совмещает с другими школами, кружками.

Только треть детей отмечают, что учатся с удовольствием. Регулярно утреннюю зарядку делают только 5%, периодически 28%, спортом – 8%.

Систематически не  бывают на свежем воздухе 32%, а в инновационных школах – 59,4%.

Свободное время – у телевизора – 78,8%, компьютера – 17%.

Художественная литература занимается – 46,8%.

Медицинская активность родителей очень низкая.

Анализ анкетирования показал, что 54,8% и 30,35 опрошенных уже познакомились с алкогольными напитками и курением. Сексуально активный образ жизни вели 14% подростков, причем 35,8% девушек положительно относились к добрачной половой жизни.

Всеобщая диспансеризация детского населения показала, что 91% детей оканчивают школу с тем или иным заболеванием, а 12% уже при поступлении в школу имеют различные заболевания или проблемы развития. Последние исследования свидетельствуют, что тенденция не убывает.

И программ принято несколько, худо-бедно их финансировали, да и жизнь, вроде становится лучше и веселей. А дело со здоровьем особенно не улучшается.

В Законе об образовании (ст.18 п.1. есть такие слова: Родители являются первыми педагогами, и они несут ответственность за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей).

Наша задача: помочь ребенку через родителей выбрать школу и учебную нагрузку с учетом реальных возможностей ребенка. Насколько ребенок хочет идти учится, помочь ему пройти стрессовый период (новая обстановка, привыкнуть к сверстникам, преподавателям. Необходимо создание комфортной психологической обстановки. Ребенок в школе приобретает хотя бы одно заболевание (нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения).

Конечно, надо обращать внимание не только на физическое здоровье, но и на нравственное. Это наличие такого мышления и поведения, которые позволяют формировать такой фон физического, психологического и социального благополучия, чтобы они приводили к позитивным видам психической деятельности. Доказано, что при неблагоприятном психическом воздействии снижается интенсивность обмена веществ, уменьшается пульсовой приток крови к сосудам головы, ведет к депрессии. Каков образ жизни таков и образ мыслей.

Здоровье школьников зависит не только от общей учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов, технологии обучения (отказа от авторитарного стиля преподавания, от унифицированных программ и способов обучения, внедрения инновационных форм обучения).

Обращать внимание не только требования психолого-педагогические, но и психо-функциональные и возрастные особенности школьников. Будущее – индивидуальные прогнозы риска, позволит учесть адекватный обмен педагогической нагрузки, но обосновать адресные мероприятия, повышающие индивидуальную устойчивость к нагрузкам с учетом оптимального уровня успеваемости.

 

Компьютерная экспертная система.

Сейчас разрабатывается программа оздоровления детей и профилактика заболеваний, в которых принимают участие около 20 научно-исследовательских учреждений РАМН и Минздравсоцразвития. Ее претворение в жизнь позволит гарантировать необходимые условия для оптимального развития детей.

 

Современная профилактика опирается на три стратегии.

 

- Популяризационная стратегия ориентирована улучшение условий жизни всего населения, ……………………………………………………………………………

стрессогенности среды обитания (здесь мы медики можем влиять через гигиеническое обучение по пропаганде здорового образа жизни), экологическое воспитание, воспитание оптимизма, как защитный, компенсаторный силы организма, позволяющий не только предупреждать заболевания, но и успешно совершенствовать здоровье не только от условий среды в т.ч. и от социальной, а также от адаптационных возможностей организма (т.е. резерв здоровья) влияющий на продолжительность жизни (дожития) – риск смерти.

Методы и средства санитарного просвещения. Отбор тематики должен проводится на принципе актуальности. Пропагандировать надо то, что требует жизнь, задачи здравоохранения, текущие показания, конкретные условия труда, быта, культуры, потребности коллектива. Основной принцип с опережением событий, тогда есть определенная эффективность.

Гигиеническое поведение школьников – эта та часть социального поведения, которая ориентирована на поддержание и укрепление собственного здоровья, направленная на реализацию санитарных норм, что ведет к профилактике как инфекционных так и не инфекционных заболеваний.

Отношение к здоровью, безусловно закладывается с детства, тогда же формируются мотивы и установки на поддержание здоровья. Поэтому важна роль педагогов, школьных психологов, медицинских работников, родителей в формировании у ребенка ответственного отношения к своему здоровью.

 

Что мы рекомендуем в целях улучшения этой работы.

Нужно чтобы в комплексном плане школы был раздел образовательной программы укрепления здоровья.

Основная цель – научить детей ценить свое здоровье, критически относится к курению табака, употреблению алкоголя, наркотическим веществам, правильно распределять физические нагрузки, уходу за свои телом, рационально организовывать свое питание, дать правильное представление о сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой.

Медико-гигиеническая информация усложняется соответственно возрасту. Формирование здоровья на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характере учебного процесса, образа жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями. Желательно приурочивать мероприятия с учетом установленных в мировом и общегосударственном масштабах дней по охране и укреплению здоровья населения. Это прежде всего – Всемирный день здоровья, ежегодное событие Всемирной организации здравоохранения. Этот день отмечается с момента принятия Устава Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года. Для проведения Всемирного дня здоровья каждый год выбирается новая тема, чтобы подчеркнуть волнующие вопросы здоровья.

Формы проведения уроков здоровья могут быть разнообразны.

- Проведение бесед, лекций, медицинским персоналом, индивидуальные консультации, просмотр кино, видеоматериалов.

- Организация игровых, состязательных форм обучения и воспитания, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске медико-профилактических бюллетеней, листков.

- Для старшеклассников организация конференций, диспутов, круглых столов, культурных мероприятий (КВНов, театральных постановок, капустников и т.п.).

 

Примерные сценарные планы уроков здоровья.

Для 1-4 классов «Как не заболеть, когда другие болеют».

Формировать привычки к закаливанию и соблюдение правил личной гигиены.

Для чего нужно быть здоровым, что такое здоровье. Представление об иммунитете, вакцинопрофилактике и т.д.

 

Для 5-7 классов – «Мы и наши привычки: правила рационального питания».

Развивать убеждение о значимости рационального питания и избегания пищевых рисков.

 

Для учащихся 8-9 классов – «Помоги себе сам»

Формирование понимания опасности передозировки лекарственными средствами, умение применять меры первой помощи, курение, алкоголь.

 

Для учащихся 10-11 классов: «Человек и наркотики».

 

Все это должно проводиться информационно грамотно и охватывать все общественные структуры (семью, детские дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, учреждения культуры и др.).