Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики"

комитета здравоохранения Курской области

Активизация пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) среди школьников

Глобальные социально-экономические кризисы изменения в обществе, затрагивая интересы всего населения РФ, особо отражается на детях и подростках – одном из самых уязвимых его слоях. Практика убедительно подтверждает, что именно в этом возрасте наиболее эффективной является пропаганда ЗОЖ как система социальных, медицинских, гигиенических, воспитательных и других мер воздействия на факторы риска, предотвращения заболеваний, устранения условий их возникновения и развития.

         Укрепление здоровья и профилактика заболеваний среди детей дошкольного и школьного возраста и система образования и воспитания детей занимает исключительное положение по значимости в силу ряда причин:

  • в школе формируется мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что предопределяет стратегическую успешность системы построения ЗОЖ;
  • система дошкольного/школьного образования охватывает такой возраст, когда закладывается база здоровья/нездоровья на всю дальнейшую жизнь. А ряд уже имеющихся проблем со здоровьем или успешно преодолен или скомпенсирован;
  • привычки поведения, вызывающие проблемы со здоровьем (курение, употребление с пищей слишком большого количества жиров, недостаток физической активности, злоупотребление алкоголем), обычно формирующиеся в детском и подростковом периоде и сохраняющиеся в зрелом возрасте, связаны между собой, вносят свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования. Они приводят к отрицательным социальным последствиям, хотя и являются предотвратимыми;
  • школа и дошкольные учреждения являются фокусом общественного внимания, т.к. интерес к проблемам детства у большинства людей носит не профессиональный, а личный и жизненный характер.

Эконометрический анализ, проведенный в развитых странах, показывает, что внедрение школьных программ охраны и укрепления здоровья обеспечило бы эффективное соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1:14. Это соотношение соответствует показателям эффективности наиболее успешных программ по профилактике заболеваний.

Признавая наличие такого потенциала почти во всех странах мира, Всемирный банк пришел к выводу, что школьные программы укрепления здоровья могут стать одной из наиболее эффективных в стоимостном отношении стратегий, имеющихся в нашем распоряжении для улучшения здоровья населения во всем мире. ВОЗ, Чрезвычайный фонд помощи детям при ООН (ЮНИСЕФ), Организация по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) и другие международные организации в настоящее время развертывают активные действия по улучшению программ охраны и укрепления здоровья в школах.

Длительность подросткового периода определена рекомендациями ВОЗ в пределах 10(+2) – 18(19) лет, относимого в РФ к детям. Данный возрастной период, помимо известных анатомно-физиологических особенностей, характеризуется ранней хронизацией процессов, возрастанием роли в формировании заболеваемости болезней нервной системы и органов чувств, а также травм, несчастных случаев и отравлений, курения и употребления алкоголя, наркомании и ЗППП. Растет подростковая беременность, гинекологическая заболеваемость; увеличивается доля юношей, признанных негодными к службе в армии, а также их возврат из армии по состоянию здоровья. Поэтому одним из центральных направлений формирования ЗОЖ является воспитание ответственного отношения каждого школьника к своему здоровью и здоровью окружающих, и активизация гигиенического обучения  и воспитания среди них.

Особо должна стоять разъяснительная работа по опасности и пагубности для здоровья наркомании и токсикомании, таких вредных привычек, как курение и употребление спиртных напитков, распространенность которых в последние годы значительно возросла среди подростков.

Особую тревогу вызывает отмечающееся в последние годы тенденция к росту частоты курения среди детей и подростков. Уже к 14 годам распространенность курения от 27 до 59% у мальчиков и от 11 до 36% у девочек.

Проблема потребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ стоит также достаточно остро. На нее значительно влияют сложившиеся социально-экономические условия жизни общества: резкое падение жизненного уровня населения, неуверенность в завтрашнем дне, угроза оказаться участниками военных действий, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и т.д. Все это создает постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легко ранимой психики подрастающего поколения. Изучение данных литературы и результаты отечественных исследований показали значительный рост употребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ и постоянное снижение возраста приобщения к ним молодежи.

Серьезность ситуации усугубляется тем, что среди наркоманов большинство приходится на лиц молодого возраста. Среди выявленных больных около 20% - в возрасте до 21 года, около 80% - до 25 лет. Более того, значительную часть лиц, зарегистрированных в диспансерах в качестве злоупотребляющих наркотиками, включая больных наркоманиями, составляют подростки.

В гигиеническом воспитании и обучении школьников следует уделять внимание и соблюдению правил личной и общественной гигиены, напоминать о необходимости содержания в чистоте рук, ногтей, тела, одежды, обуви, ухода за волосами, мытья ног. Отмечать значение привития и закрепления гигиенических навыков в укреплении здоровья учащихся, в формировании их личности. Им надо напоминать о необходимости строгого соблюдения правил посещения мест общественного пользования: столовых, буфетов, туалетов и др.

Рассказывать учащимся о роли микробов в развитии инфекционных заболеваний, основных путях передачи их, профилактике. Нельзя не учитывать и вопросы психологического климата в классах: культура общения, вежливость, внимательность, доброжелательность друг с другом, учителями, окружающими.

Следует обучать учащихся правилам оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, кровотечениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах, утоплении и др.

Необходимо активизировать разъяснительную работу среди учащихся о роли физической культуры и спорта, систематического закаливания в укреплении здоровья, повышении работоспособности. Показывать влияние гипокинезии на снижение экономичности работы сердца, ухудшение адаптации к физическим и нервно-психическим нагрузкам, переносимости стресса, развитие артериальной гипертонии, избыточной массы тела.

Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие. Распространенность недостаточной физической активности среди школьников 11 – 17 лет составляет 50 – 80%.

Активизация гигиенического обучения и воспитания школьников предполагает использование не только традиционных методов и средств воздействия: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней, использование школьного радио, видеомагнитофонов, приглашение специалистов наркологов, дерматовенерологов, гинекологов, гигиенистов и др., но и творчество в этом деле (конкурсы рисунков, санбюллетеней, театрализация обучения с помощью отдельных учащихся, классов, тематические викторины, анкетирования и т.д.).