Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики"

комитета здравоохранения Курской области

НЕКОТОРЫЕФОРМЫ И МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Школа является единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного периода (9-11) лет всю детскую популяцию. Большая численность детей, объединенных в школьные коллективы, создает благоприятные условия для организации диспансерного наблюдения и оздоровления учащихся непосредственно в школе.

 

      в осуществлении мероприятий, направленных на оздоровление детей с начальными формами отклонений в состоянии здоровья и групп риска в условиях школы, одно из центральных мест занимает санитарное просвещение. Ребенок в школе в большинстве своем приобретает по меньшей мере одно из заболеваний: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения, сколиоз, повышенное давление и др. Последние исследования свидетельствуют, что тенденция не убывает. и программ принято несколько. Худо-бедно и финансирование, да и жизнь становится лучше и веселее. А дело со здоровьем особенно не улучшается. Как показывает анализ заболеваемости, плохое самочувствие и нездоровье школьников имеет не только медицинские, но и педагогические, социальные причины. Наша миссия медицинских работников повышать санитарную культуру. Кто должен и может осуществлять гигиеническое обучение и воспитание граждан, начиная с ясельного возраста в течение всей жизни! Представители медицинских профессий.

     Почти все стереотипы образа жизни формируются у детей в раннем возрасте, поэтому роль детских дошкольных и школьных образовательных программ в этом процессе особенно важна.

     Медицинские работники в основном сосредотачивают свое внимание на вторичной профилактике и реабилитации. На педагогов больше возложено проведение первичной профилактики, конечно, учитель в состоянии сделать для своего ученика больше, чем врач, однако это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медработника. В каждой школе имеются комплексные целевые программы « Здоровьесберегающие подходы организации образовательного процесса», а так же « школы здоровья».

     Мы должны в компоненты школьной жизни добавлять элементы санитарного просвещения и включать показатели здоровья в перечень показателей эффективности своей работы.  Подключение системы образования к решению проблемы здоровья вполне обосновано, так как здоровье является функцией главным образом воспитания, а не лечения.

Медицинские работники могут и должны инициировать, консультировать и помогать в проведении акций и отдельных мероприятий, посвященных здоровью (придавая общественный резонанс), прежде всего направленные на поведенческий и социальный стереотипы с ориентацией на здоровый образ жизни. Но для успешной работы важно координировать работу врача и педагога.

     Гигиеническое обучение и воспитание детей в общеобразовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и воспитательной работы осуществляется преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями.

     Формы проведения могут быть разнообразными:

-         проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов;

-          организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания( проведение викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов), с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников;

-         выпуск медико-профилактических бюллетеней, листовок;

-         для старшеклассников организация конференций, диспутов, круглых столов, культурных мероприятий (КВНов, театральных постановок, капустников).

 

                          Какие акции мы рекомендуем?

Во все лечебные учреждения был выслан перечень установленных  в мировом и общегосударственном масштабах дней, которые могут быть использованы для проведения мероприятий по охране и укреплению здоровья.  Их более 20-ти, из них надо выбрать наиболее актуальные для школы.  Из них наиболее значимый – Всемирный день здоровья –ежегодное событие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).Этот день отмечается с момента принятия устава ВОЗ 7 апреля 1948 года. Ежегодное проведение  7 апреля во всех образовательных учреждениях комплекса мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья, вносит заметный вклад в становление здорового образа жизни детей, подростков, молодежи. В рамках Всемирного дня здоровья желательно ориентироваться на 4 основные возрастные группы: учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов.

     Для учащихся 1-4 классов можно рекомендовать тему « как не заболеть, когда другие болеют», в которой рассматриваются вопросы личной гигиены, как средства профилактики инфекционных заболеваний, навыков здорового образа жизни, как способа повышения  иммунитета.

     Для учащихся 5-7 классов – « Мы и наши привычки: правила рационального питания». Развитие представлений о значении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного питания, укрепление привычки к режиму питания и избегание пищевых рисков.

     Для учащихся 8-9 классов – «Помоги себе сам». Цель  - сформировать

 убеждения, что лекарства способны принести вред при неправильном обращении с ними, опасность самолечения, сформировать умение оказывать  первую помощь при отравлении лекарственными препаратами.

     Для учащихся 10-11 классов – « Человек и наркотики». Цель – формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ), является ложным способом решения жизненных проблем.

      Формирование ЗОЖ, развитие, воспитание, выработка навыков – задача не только органов здравоохранения. Основная работа ложится на плечи воспитателей и учителей системы образования, где четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и , пока еще в проекте , среднего образования. Конечно без специальной подготовки и поддержки медицинских работников дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей ( снижение двигательной активности, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.) о существовании и принципах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье не обойтись. работу по формированию основ культуры здоровья необходимо начинать как можно раньше, как в условиях семейного воспитания, так и в рамках школьных образовательных программ с с младшими, средними и старшими классами.

     Для детей младшего школьного возраста( 1-3)классы) особая тематика бесед. Например, кто я? Общеобразовательный урок по самопознанию. Он проводится в форме ответов на вопросы детей, стимулирование их интереса к собственному организму. Разъяснение в доступной форме основных принципов построения и функционирования организма человека – органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Или беседе « Почему мы боимся зубного врача?2. Занятие по гигиене полости рта, изучение с помощью наглядных материалов и доступных детскому восприятию формулировок анатомии зубов человека. Рассказ о причинах возникновения кариеса и методах его лечения. Рекомендации по уходу за зубами и здоровому питанию.

      Темы для бесед с детьми среднего школьного возраста (5-8 классы) несколько иные. В частности: « Что со мной происходит?» Беседа о физиологических и психологических проблемах переходного возраста. Разъяснение происходящих физиологических изменений, процесса полового созревания и развития личности в доступной восприятию детей форме. Акцент на кризисных моментах, конфликтах с родственниками, профилактике негативных проявлений. Интерактивная форма занятий – ответы на вопросы, разбор типичных ситуаций. Еще одно занятие с девочками 13-14 лет « О чем я не могу спросить маму»  по вопросам полового созревания, гигиены женской половой сферы, рисках ранней половой жизни. Акцент на стремление девочек стать взрослыми, особенности построения отношений с противоположным полом. Общее занятие для девочек и мальчиков « Закаляйся, если хочешь быть здоров» об основах закаливания и профилактике  заболеваний, беседа о необходимости регулярных водных процедур, рассказ о разнообразных банных традициях и оздоровительных практиках. Занятия с мальчиками « Геркулес XXI века» - о физической культуре, силовых нагрузках, питании. Рассказ о строении опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Рекомендации по выбору видов спорта и физических нагрузок с учетом особенностей организма подростка. « Чипсы, кола, жвачка – почему мы это так любим и почему это так не любят взрослые?». Лекция о здоровых привычках в питании с акцентом  на вред для всех систем организма « фастфуда»  и неорганических продуктов.(?) Интерактивная форма с изучением рецептов полезных сладостей, которые можно приготовить самостоятельно. « Компьютер – друг или враг». Занятие по профилактике  интернет- зависимости, нацеленное на формирование правильных и здоровых привычек использования компьютерной техники. Изучение правил гигиены при работе с компьютером. Отработка упражнений для профилактики нарушений осанки, зрения и т.д. Для старшего школьного возраста (9 –11 классы) можно предложить такую тематику: «Я себя ненавижу» - беседа психолога о причинах недовольства своей внешностью у подростков. Исследование в интерактивной форме нарушения самовосприятия и самооценки. Экспресс-тренинг повышения самооценки. « Культура против культа»   - общее занятие о последствиях чрезмерного увлечения  модными оздоровительными мероприятиями ( культуризм, диета).  Разъяснение вреда чрезмерных силовых нагрузок для растущего организма. Рекомендации по построению оптимальной системы тренировок и здоровому питанию. « Будущая мама», беседа врача с девочками 16-17 лет о половой гигиене, контрацепции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Разъяснение последствий заболеваний женской половой сферы для будущего материнства. « Вредные привычки» - в чем вред и почему привыкаем? – лекция о вреде курения, ранней алкоголизации и приема наркотических средств с точки зрения нарушения физиологии и серьезных последствий организма. Акцент на факторы раннего старения, утраты привлекательности   ( для девочек), снижение функциональных способностей организма. « Устал - нет сил» - занятие о методах восстановления физических и эмоциональных сил, по привитию навыков здоровой релаксации ( с помощью аутотренинга, водных процедур, самомассажа, дыхательной гимнастики и т.д.

        Проведение уроков по формированию ЗОЖ в школе – эта закладка фундамента знаний у подрастающего поколения для гармоничного развития в дальнейшей жизни. Основная цель – научить детей ценить свое здоровье, критически относиться к курению табака, употреблению алкоголя, наркотическим веществом, правильное распределение физической нагрузки, уходом за своим телом, рационально организовывать свое питание, дать представление о сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой. Конечно, мы должны понимать, что реальность такова, что правильные знания в данной области, которые ребенок получает в общеобразовательном учреждении, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный образ жизни.  В результате правильные знания становятся для него абстрактными, оторванными от реального поведения. И ребенок оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, своего рода поведения. Оценку поведения индивида делает семья, общество, государство во всех появлениях от героя до тюрьмы. Конечно, надо обращать внимание не только на физическое здоровье, но и на нравственное. Это наличие такого мышления и поведения, которое позволяет формировать такой фон физического и психологического и социального благополучия, чтобы они привели к позитивным видам психической деятельности.

        Доказано, что при  неблагоприятном психическом воздействии снижается интенсивность обмена веществ, уменьшается пульсовой приток крови  к  сосудам  головы,  ведёт  к  депрессии. Отношение  к  здоровью,  безусловно  закладывается  с  детства  и  тогда  же формируются  мотивы  и  установки  на  поддержание здоровья . Хозяином здоровья  является  прежде  всего человек. Конечно, школьники  более  восприимчивы  к  неблагоприятным  социально – экономическим факторам. Вырисовывается картина, что не только бедность является  главной причиной, а деструктивное поведение, как антипод здорового образа жизни. В настоящее время в возникновении заболеваний все более важную роль играют факторы: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс. Никакая медицина не в силах сделать человека здоровым, если он сам не стремится к этому. Но мы, медицинские работники, должны четко представлять от чего зависит здоровье и какие возможности нашего влияния.

   К чему я Вас и призываю.

Приложение: примерный план проверки работы школы по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся.