Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

ОБУЗ "Центр медицинской профилактики"

комитета здравоохранения Курской области

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗОЖ

Гигиена труда,

или профессиональная гигиена –раздел гигиены, изучающий трудовую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их воздействия на организм человека и разрабатывающий гигиенические нормативы и мероприятия, имеющие целью обеспечение благоприятных и здоровых условий труда.

 

 Гигиена труда изучает:

а)      Трудовые процессы при физическом и умственном труде и вызываемые ими физиологические сдвиги в организме;

б)      Химические и физические факторы производственной сред: промышленные токсические вещества, метеорологические условия, излучения, шум, вибрации и их влияние на организм работающих;

в)      Производственные процессы и оборудование, а также применяемые в производстве материалы, с точки зрения из возможного влияния на условия труда и здоровье работающих;

г)       Состояние здоровья работающих, их общая и профессиональная заболеваемость.

 Гигиена труда разрабатывает гигиенические нормативы производственной сферы, обеспечивающие благоприятные условия труда и предупреждающие возможность возникновения профзаболеваний, а также принимает участие в разработке санитарно-технических и инженерных средств в борьбе с вредными для здоровья условиями производства.

Существенное место в гигиене труда занимает разработка мерами физической и психологической рационализации наилучших условий в системе «человек-машина» в отношении рабочего места, рабочего инструмент, органов управления машинами, а также рационального режима труда и отдыха.

Гигиену труда принято делить на общую и частную (специальную). Общая гигиена труда изучает трудовые процессы, факторы производственной среды, анализирует состояние здоровья и заболеваемость работающих, частная изучает те же вопросы в отдельных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве.

Крупными разделами гигиены труда являются: физиология труда, промышленная токсикология.

 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗОЖ:

Оптимальный двигательный режим.

 Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности. Полезно не любое движение, не любая работа. Двигательные нагрузки не должны превышать границ, за пределами которых они уже не способствуют накоплению энергии, а напротив, приводят к задержке развития.

Причиной многих заболеваний является недостаток физической активности. Физические упражнения приносят пользу, если они носят систематический характер, становятся необходимостью.

Самым распространенным и доступным средством борьбы с гиподинамией является ходьба. Лучше в лесу, в парке, у реки, моря. Скорость зависит от состояния здоровья, тренированности и физической подготовленности. Со временем 1,5-2 часа ходьбы в день (если нет других физических нагрузок) должны стать обычной нормой. Большой популярностью пользуется бег. Медленный продолжительный бег всесторонне развивает организм. Очень важно при занятиях бегом соблюдать оптимальные нагрузки. Слишком малая нагрузка не имеет должного тренирующего эффекта, слишком большая (для конкретного человека) – может вызвать перенапряжение и снижение работоспособности.

Несмотря на широкую пропаганду физической культуры и спорта, большинство людей не занимаются.

Для выбора оптимального двигательного режима рекомендуется соблюдение следующих принципов, оптимальная частота занятий – не менее 5 раз в неделю, лучше ежедневно. Занятия должны включать разминку (разогрев), активный период и период остывания.

Интенсивность нагрузки увеличивается постепенно.

Уровень интенсивности нагрузки:

умеренная нагрузка – при пульсе 50-70% от максимальной частоты сердечных сокращений, скорость упражнений позволяет участникам  комфортно беседовать;

интенсивная нагрузка – пульс > 70% от максимальной частоты сердечных сокращений – рассматривается как соревновательный вид физической активности.

 Типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой (в зависимости от уровня тренированности). Наиболее полезны упражнения , связанные с аэробной физической нагрузкой (продолжительной ритмической активностью, вовлекающей в работу большие группы мышц) – ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, катание на роликах, коньках, лыжах, различные командные игры, танцы, фитнес, занятия на тренажерах.

 ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ

(гигиеническое воспитание и образование) в поликлинике и стационаре ЛПУ для взрослых

 

Принципы:

1.      Понимание потребности пациентов (что, например, хотят знать и получить пациенты от обучения в «школе» здоровья).

2.      Использование научных разработок (знание и умение применить принципы профилактического консультирования, методы обучения взрослых и др.).

3.      Определение конкретных целей, которых нужно достичь путем изменения поведения (снижение риска осложнений, повышение качества жизни).

4.      Создание системы, обеспечивающей поддержку изменений (сотрудничество, поддержка).

5.      Использование множественных каналов передачи информации и методов, повторное и согласованное информирование (консультирование, наглядные и раздаточные материалы, СМИ).

 Экономический спад, кризис финансовой системы, недофинансирование здравоохранения выводит на первый план усиление профилактического направления в деятельности поликлиник, т.к. 30% стационарной помощи планируется перевести на амбулаторно-поликлинический уровень. Для улучшения этой работы и практической помощи в ее организации издан приказ МЗ №455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактики заболеваемости в Российской Федерации», подготовлено Комитетом здравоохранения Курской области распоряжение №92 от 12.05.2003г. с утверждением программ «школ» по обучению пациентов находящихся на стационарном лечении или диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом звене лечебно-профилактических учреждений, в рамках национального проекта «Здоровье» в каждое ЛПУ выдано «Руководство по медицинской профилактике» 2007г. издания, рекомендованное Минздравсоцразвития России для врачей и фельдшеров, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Рекомендованы «школы» здоровья в поликлиниках:

- для больных страдающих заболеваниями суставов и позвоночника;

- для больных артериальной гипертензией;

- для больных бронхиальной астмой;

- для больных находящихся на хроническом гемодиализе.

Программы «школ» здоровья приведены в распоряжении Комитета здравоохранения Курской области №92 от 12.05.2003г.

В отделениях стационаров ЛПУ по профилю проводятся «школы» пациентов на следующих принципах:

- привлекаются выздоравливающие больные с записью в истории болезни об окончании ее;

- в группе не более 15-20 человек;

- каждая группа заносится в журнал (ф.и.о., время, тема);

- занятия проводятся 3-4 раза в неделю;

- охват должен быть до 60% от общего количества выписанных больных;

проводит врач и средний медицинский работник.

 Темы занятий:

- личная и общественная гигиена;

- профилактика заболеваний, профильных данному отделению;

- само и взаимопомощь при несчастных случаях;

- о вреде алкоголя, курения, наркотиков, профилактика ЗППП;

- уход за больными в домашних условиях.

 

Врачи и средние медицинские работники могут и должны внести важный вклад в создание у населения мотивации по укреплению здоровья и предотвращению заболеваний, пропаганду ЗОЖ, обучение навыкам ЗОЖ.

 ОРГАНИЗАЦИЯ ГО и В в ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

 

Гигиеническое обучение (ГО) и воспитание (В) детей является обязательным разделом деятельности поликлиники (отделения) по всем аспектам формирования ЗОЖ в семье и должно охватывать следующие разделы:

- антенатальная охрана плода;

- охрана здоровья новорожденного и детей раннего возраста;

- охрана здоровья детей раннего и дошкольного возраста;

- охрана здоровья школьников.

 Методическим центром детской поликлиники по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья ребенка является комната здорового ребенка (КЗР). Особое значение придается работе медицинской сестры КЗР, выполняющей рекомендации врача по методическому и практическому обучению матерей в воспитании здорового ребенка. Важные функции в работе по ГО и В у участковых педиатров и медсестер, которые:

- осуществляют контроль за состоянием здоровья и развитием ребенка, дают обоснованные медико-педагогические рекомендации в соответствии с возрастом, группой здоровья и группой развития ребенка;

- проводят ГО и В детей, а также занятия «школы» родителей.

 Примерный учебный план «Школы родителей».

 Занятие 1 – Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни.

Занятие 2 – Родителям о ребенке 3-6 месяцев жизни.

Занятие 3 – Родителям о ребенке 6-9 месяцев жизни.

Занятие 4 – Родителям о ребенке 9-12 месяцев жизни.

Занятие 5 – Родителям о ребенке 2-го года жизни.

Занятие 6 – Родителям о ребенке 3-го года жизни.

 Примерная программа «Школы здоровья».

 

1 занятие.

 

Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни.

- сон;

- кормление;

- бодрствование;

- массаж и гимнастика;

- закаливание;

- показатели нервно-психического развития ребенка;

- профилактические прививки.

 2 занятие.

Родителям о ребенке 3-6 месяцев жизни.

- сон;

- кормление;

- бодрствование;

- массаж и гимнастика;

- закаливание;

- показатели нервно-психического развития ребенка;

- профилактические прививки.

 3 занятие.

 

Родителям о ребенке 6-9 месяцев жизни.

- сон;

- питание;

- массаж и гимнастика;

- закаливание;

- психомоторное развитие;

- бодрствованрие.

 4 занятие.

 

Родителям о ребенке 9-12 месяцев жизни.

- сон;

- питание;

- гимнастика и массаж;

- закаливание;

- показатель развития;

- бодрствование;

- диспансеризация;

- вредные привычки и их устранение.

 

5 занятие.

 

Родителям о ребенке 2-го года жизни.

- сон;

- питание;

- гимнастика и закаливание;

- бодрствование и игрушки;

- показатели нервно-психического развития;

- диспансеризация;

- рекомендации родителям по гигиене полости рта у ребенка.

 

 

6 занятие.

 

Родителям о ребенке 3-го года жизни.

- сон;

- питание;

- гимнастика и закаливание;

- показатели нервно-психического развития;

- игрушки;

- профилактика травматизма и несчастных случаев у детей раннего возраста;

- подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение;

- острые кишечные заболевания, профилактика;

- профилактика острых респираторных заболеваний.

 

Принципы проведения занятий:

- число слушателей не более 5-7 человек в группе;

- родители, имеющие детей приблизительно одинакового возраста;

- длительность занятия около 45 минут;

- предусматривать около 10 минут для ответов на вопросы родителей.

 

В работе по ГО и В детских поликлиник значительная роль принадлежит наглядной агитации и пропаганде, обеспечении методическими, информационными материалами и наглядными пособиями.